![]() |
(495)510-98-15
|
Меню
|
Главная » Комплексная автоматизация производства 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 при фиксированном токе якоря, поскольку обеспечивается взаимная ортогональность векторов магнитной индукции полюсов и МДС якоря. Кроме того, электродвигатели постоянного тока обладают линейными механическими и регулировочными характеристиками при управлении по цепи якоря, что обеспечивает большой диапазон регулирования частоты вращения и причем сравнительно простыми способами. Наряду с положительными свойствами электродвигатели постоянного тока имеют ряд недостатков, связанных с наличием щеточно-коллекторного узла. Срок службы у серийных машин при эксплуатации в нормальных условиях составляет 100- 3000 ч (двигатели серий ДПР и ДПМ) в зависимости от частоты вращения, плотности тока под щетками и применяемых материалов. Электродвигатели постоянного тока имеют низкую надежность ввиду высокой интенсивности отказов щеточно-коллекторного узла, являющегося, кроме того, источником радио- и акустических помех, а также пыли. Из изложенного следует, что решить проблему существенного повышения ресурса двигателей постоянного тока возможно только заменой щеточно-коллекторного узла бесконтактным устройством, выполняющим его функции. Развитие силовой полупроводниковой техники позволило решить эту задачу и привело к созданию бесконтактных (вентильных) двигателей (ВД) постоянного тока. Появление материалов для постоянных магнитов с высокой магнитной энергией (например, на основе редкоземельных элементов) уже на сегодняшний день позволяет создавать электрические машины, которые в 5-7 раз превосходят по удельным характеристикам аналогичные машины недавнего прошлого, а применение электродвигателей с магнитами на основе редкоземельных элементов дает возможность создать электромеханические приводы, соизмеримые по всем основным показателям с гидравлическими и пневматическими приводами [1]. Появление в настоящее время материалов на основе соединения неодим - железо - бор, которые по удельным энергетическим показателям и термостойкости превосходят все известные ранее, в том числе и постоянные магниты на основе редкоземельных элементов самария и кобальта, дает основание говорить о перспективности создания и широкого применения ВД в приводах роботов. При разработке ВД для приводов роботов необходимо учесть, что основными требованиями к ним являются: высокое быстродействие; повышенная перегрузочная способность по моменту нагрузки; широкий диапазон регулирования частоты вращения; обеспечение многократных режимов пуска, реверса, торможения; в ряде случаев эксплуатация в условиях стопорного режима на протяжении определенного времени; высокая надежность и срок службы; высокие энергетические характеристики; при малых частотах вращения отсутствие пульсаций развиваемого момента. Для электромеханических приводов, использующихся в очув-ствленных роботах, необходимо иметь возможность изменения жесткости механической характеристики, режимов работы и развиваемого усилия в функции параметров, характеризующих информацию об окружающей среде. В приводах же с программным управлением обычно требуется обеспечить большую жесткость механической характеристики, чтобы ослабить влияние внешних возмущающих факторов. Вентильные электродвигатели благодаря наличию полупроводникового коммутатора и рациональной организации процессов преобразования энергии могут удовлетворять перечисленным требованиям при обеспечении высоких энергетических показателей привода. 1.2. Функциональная схема и принцип работы ВД Вентильный электродвигатель постоянного тока (рис. 1.1, о) представляет собой электромеханическую систему, состоящую из трех взаимосвязанных узлов: электрической машины (ЭМ), предназначенной для приведения в действие исполнительного механизма (ИМ), датчика положения ротора (ДПР) и коммутатора (К). Конструктивно ЭМ выполняется по типу синхронной машины. Секции Ы-L4 якорной обмотки ЭМ размещаются на статоре. Индуктор машины - постоянный магнит - является основной частью ее ротора и создает в воздушном зазоре поток возбуждения. ДПР состоит из сигнального элемента (СЭ), жестко соединенного с ротором ЭМ, чувствительных элементов (ЧЭ), установленных неподвижно в обойме на статоре машины, и преобразующих устройств (ПУ). Число ЧЭ в ДПР обычно равно числу секций якорной обмотки машины. В ряде случаев благодаря особым схематическим решениям удается уменьшить число ЧЭ и тем самым упростить ДПР и повысить надежность всей системы. Конструктивное выполнение ДПР и его сопряжение с узлами ЭМ показаны на рис. 1.1,6. СЭ размещается в зоне установки чувствительных элементов н при вращении ротора ВД периодически бесконтактно воздействует на них энергией своего физического поля (магнитного, светового, электрического - в зависимости от физической природы используемых ЧЭ и СЭ). Продолжительность этого воздействия определяется значением угла сигнального сектора рс, так как на его протяжении существует физическое поле, воздействующее иа ЧЭ. В миогополюсных ВД геометрический размер сигнального сектора уменьшается пропорционально числу пар полюсов машин. В результате воздействия поля СЭ на чувствительные элементы изменяются их параметры, и на выходе ДПР появляются электрические сигналы ил (рис. 1.1, а), полярность и амплитуда которых зависят от углового положения ротора. Эти сигналы используются для управления коммутатором ВД. Коммутатор по сигналам u (wt), поступающим на управляющие входы его полупроводниковых ключей (ПК), обычно транзисторных, периодически подключает секции якорной обмотки ЭМ к источнику питания (коммутирует секции обмотки). Из-за жесткой связи сигнального элемента ДПР с ротором, а ЧЭ - со статором ЭМ коммутация секций происходит в такой последовательности н в такие моменты времени, при которых направление тока в проводниках секций, размещенных в зоне одной полярности магнитного поля индуктора, сохраняется неизменным при любом положении ротора относительно статора. Именно поэтому в машине при взаимодействии МДС ![]() Рис. 1.1. К пояснению принципа работы ВД Жь/ь.! °эблМе°мТеКнат; TTVi - магнитопровод; 5 -мент; -обойма ДПР сигнальный сектор; 7 - сигнальный эле- симую от углового положения ротора относительно статора коммутацию секций якорной обмотки. Следствием этого является практическая идентичность механических свойств ВД и коллекторных двигателей постоянного тока, 1.3. Пути повышения энергетических показателей ВД Многообразие известных схем коммутаторов позволяет представить более подробную, чем в § 1.2, функциональную схему ВД, обобщающую все методы ее построения (рис. 1.2). Из схемы видно, что электрическая энергия источника питания по пути преобразования в механическую, потребляемую на- грузкой ВД, проходит последовательно через два устройства: полупроводниковые ключи (ПК) коммутатора и электрическую машину (ЭМ). ПК, как правило, выполняются на транзисторных структурах, число, тип и способ включения которых определяются мощностью и условиями эксплуатации ВД. Для обеспечения режима отсечки отключаемых транзисторов в широком температурном диапазоне на их входы подаются запирающие напряжения от устройства запирания (УЗ), которое питается от магнитотранзисторного мультивибратора (МТМ) или нагрузке ![]() Рис. 1.2. Функциональная схема ВД от источника постоянного напряжения. Управление запиранием ПК может осуществляться сигналами ДПР, как это показано на схеме штриховыми линиями [2]. Для уменьшения динамических потерь в коммутаторе включение и выключение ПК должны производиться импульсами прямоугольной формы [3]. Выходные сигналы применяемых в ДПР чувствительных элементов (датчики ЭДС Холла, индуктивные ЧЭ) имеют синусоидальную или трапецеидальную форму и низкую крутизну фронтов. Кроме того, амплитудно-модулированные сигналы переменного тока индуктивных ЧЭ могут эффективно управлять транзисторами полупроводниковых ключей только после преобразования выпрямительными устройствами. По отмеченным причинам сигналы чувствительных элементов ДПР поступают в преобразующие устройства (выпрямители, усилители-выпрямители, усилители-ограничители), которые формируют однопо-лярные или двухполярные импульсы практически прямоугольной формы для управления полупроводниковыми ключами. Так как элементы преобразующих устройств (диоды, транзисторы, полупроводниковые реле) обладают существенно нелинейными вольт-амперными характеристиками, то импульсы на их выходах могут появляться после достижения амплитудой сигналов ЧЭ порогового значения, при котором ток (напряжение) на выходе преобразующего устройства начинает изменяться. С учетом этого обстоятельства угол сигнального сектора рс ДПР vt соответствующая ему длительность включенного и выключенного состояния ПК будут определяться как угловым размером сигнального элемента СЭ, укрепленного на роторе ЭМ, так а значением порогового напряжения преобразующего устройства (ПУ). Питание ЧЭ и ПУ датчика положения может осуществляться от МТМ или от основного источника постоянного напряжения (на рис. 1.2 показано штриховыми линиями). Все вышеизложенное позволяет сделать ряд выводов: все схемы ВД независимо от типа чувствительных элементов ДПР и якорной обмотки имеют ряд общих элементов: бесконтактную электрическую машину, полупроводниковые ключи и элементы позиционной обратной связи по положению ротора [4]; все схемы известных ВД характеризуются наличием преобразователей сигналов чувствительных элементов ДПР, предназначенных для придания этим сигналам свойств, необходимых для осуществления режима переключения транзисторных ключей, коммутирующих токи в секциях якорной обмотки двигателя; структура силовой части коммутатора и возможности ВД как элемента электропривода определяются выбранным методом организации процессов преобразования энергии, т. е. способом управления коммутацией рабочих токов в секциях якорной обмотки. В настоящее время известны три способа управления коммутацией: способ управления коммутацией, основанный на использовании гальваномагнитных ДПР, чувствительных к направлению магнитного поля сигнального элемента,- датчиков ЭДС Холла. При этом способе разнополярные сигналы датчиков Холла трапецеидальной формы после усиления в преобразующем устройстве поступают на входы ПК, управляющих токами в двух секциях, сдвинутых между собой на 180° эл.; амплитудный способ, при котором амплитудно-модулирован-ные сигналы оптических, индуктивных или гальваномагнитных чувствительных элементов, не реагирующих на направление магнитного поля СЭ, после преобразования в преобразующем устройстве ДПР поступают на входы ПК коммутатора, выполненного в виде многоканального (л-фазного) переключателя [4, 5]; способ управления коммутацией, основанный на позиционной модуляции фазных напряжений по синусоидальному закону посредством широтно-импульсной модуляции сигналов ДПР. Анализ современных разработок, выполненных с использованием перечисленных способов управления коммутацией, выявляет в большинстве случаев сравнительно низкое значение КПД вентильных двигателей, большую конструктивную сложность их коммутаторов и низкое значение удельной мощности (особенно при попытках увеличения КПД). Несмотря на многочисленность работ по вентильным электродвигателям постоянного тока, до настоящего времени остаются еще окончательно не сформулированными и слабоизучен-ными направления повышения их энергетических показателей. Кроме того, в известных работах обнаруживается противоречивость и однобокость в выборе этих направлений. В то время как одни авторы совершенствование ВД связывают с методами формирования особых (оптимальных) законов изменения индукции в зазоре машины [6, 7], другие -с методами формирования особых (оптимальных) законов изменения напряжения или тока секций якорной обмотки электронным коммутатором, работающим в режиме Д [8]. К настоящему времени наиболее полно исследована машинная часть ВД - электрическая машина [4, 7]. Законы управления коммутацией токов, оказывающие существенное влияние на основные показатели ВД (КПД, удельная мощность), практически не исследованы. Очевидно, что повышение энергетических показателей ВД возможно только при комплексном подходе в исследованиях этого класса электродвигателей, учитывающем особенности бесконтактной машины, электронного коммутатора и требования, предъявляемые к робототехническим системам. В работах [5, 6, 9J показано, что повышение энергетических характеристик электрической машины должно осуществляться путем снижения уровня гармонических составляющих в кривой ЭДС вращения е(а) на интервале коммутации ак, так как при этом уменьшаются пульсации тока, а следовательно, и потери мощности в секциях якорной обмотки. При постоянном напряжении питания секций это равносильно выполнению условия для любого текущего значения угла поворота ротора а на участке 0 а ак При произвольной форме напряжения питания секций для достижения наилучших энергетических показателей электриче ской машины необходимо, чтобы частная производная разности напряжения питания и (а) и суммарной ЭДС вращения 1,е(а) секций якорной обмотки, подключенных к источнику питания через открытые полупроводниковые ключи коммутатора, равнялась нулю для 0 ее ак, т. е. д [и (а) - 2е (а)] Q да Выполнение этого условия также благоприятно сказывается на энергетике коммутатора ВД, так как при этом пульсации |
© 2025 ООО "Стрим-Лазер": Лазерная гравировка.
Все права нотариально заверены. Копирование запрещено. |